Ученый, археолог, краевед

Ростовцев Олег Михайлович

5.05.1929 - 21.01.2006

Корихона

    Памятник “Корхона” расположен в 26 км. к востоку от г. Алмалыка в районе рудника “Коульди”, в глухом, уединенном месте, на левом берегу Наинайсая, левого притока р. Ахангаран. Открыт он был в 1934г. профессором М.Е. Массоном. По описанию данному М.Е. Массоном, он представляет собой лессовый холм оплывшей округлой формы, высотой около 16 м. В этом холме имелись входы в подземные помещения: один с южной стороны, два с восточной и один с северной. На вершине холма прослеживается культурный слой, достигавший в некоторых местах 1,5 м. Кроме того, М.Е. Массон отметил на самой вершине холма остатки какого-то сооружения, сложенного из диких пород камня.

Обследовав породы и спустившись вниз ученый определил, что в холме на разных уровнях вырыты помещения.

Он насчитал их 18, а в одном из них, находящемся на северной стороне, находилась глиняная саюна, высотой в 1,5 м. Расспросив местное население, он узнал, что саюна сооружена над могилой эшана Ишмат Ходжи-хана, считающегося основателем Корхоны. 1 июня 1992 г. на памятнике начала работу Алмалыкская археологическая экспедиция, основанная на базе городского музея под руководством авторов.

Обследовав памятник, мы обнаружили на вершине холма остаток средневекового замка-кёшса. Обсудив этот вопрос, мы приступили к раскопкам. В результате раскопок были вскрыты остатки замка с боевой башней- донжоном. В одном из помещений на полу были обнаружены два костяка. На груди у одного лежала бронзовая серьга, у головы - фрагмент сосуда. Одновременно проводилась расчистка подземелий Корхоны. Очищены подвальные помещения и могила ишана.

Археологические раскопки дали следующие результаты: большое количество кухонной и парадной посуды, фрагменты стеклянных сосудов, костей домашних животных. При расчистки мусорной ямы (бадраба) в восточной части холма были обнаружены : круглый глиняный светильник (чираг), обломки глиняных прялиц и целое прялице, а также фрагменты глиняных сковородок. Наибольший интерес вызвала находка фрагмента головы быка. В восточной части Корхоны был обнаружен целый глиняный сосуд с остатками золы и костей, с плоским дном. Орнаментальные мотивы на посуде из замка: преобладают волна, канелюры, ямочно -пальцевый орнамент, наплески красной и коричневой краски, диагональные полосы, черная лощеная керамика, резной штамп из концентрических колец, глазурованная керамика с голубой, желтой и белой красками. Интересны сковородки - низкий бортик, плоскодонные, грубой ручной лепки, темно-красного цвета, с прямым и скошенным бортиком. Остеологический (костный) материал представлен костями барана, коровы, мелкой птицы.

Обследовав окрестности Корхоны, мы обнаружили, что этот холм не единственный. К юго-востоку от Корхоны нами были обнаружены остатки другого замка, к сожалению на половину уничтоженному дорогой. На соседнем южном холме, нами были обследованы остатки дворцового помещения, сложенного из крупных блоков пахсы (битой глины). К самой Корхоне, с западной части примыкало древнее кладбище, через дорогу другое, не менее 2 га.

Все эти наблюдения позволили нам сделать вывод о целом комплексе памятников, составлявших с Корхоной одно целое. Приведенный материал позволил нам сделать следующие выводы: судя по сковородкам из бадраба мы смогли датировать памятник Корхона 2-1 в.в. до н.э., отнеся данные сковородки к посуде сарматского типа. Сосуды с наплесками коричневой и красной красками, сосуды с ручками- налепами встречаются в материалах бургулюкской культуры в районе Туябугуса, где датируются 9-6 в.в. до н.э. Верхнюю дату Корхоны, судя по глазурованной керамике, мы отнесем к началу 11 в. н.э. В одном из раскопов Корхоны, юго-западной части холма был обнаружен нуклус (каменное орудие) и пластины медолитического облика (эпоха среднекаменного века), что позволило нам с большой долей осторожности высказать предположение о наличии на Корхоне стоянки эпохи каменного века. Несомненный интерес вызвала у нас находка фрагмента головы быка, выполненная в натуральную величину. Находки такого типа встречаются по всей территории Средней Азии. Они есть в Иране, Индии. На территории Узбекистана подставки в виде головы быка известны на позднем этапе каунчинской культуры - Каунчи-III, где они датируются IV- первой половиной VI в.в. н.э.

В результате шестилетних работ на памятнике, мы попытались по возможности воссоздать внешний облик Корхоны. Это искусственный холм построенный на стилобабе (фундаменте). С восточной стороны, со стороны кошары, он хорошо просматривается. Высота этой искусственной платформы облицованной камнем определена нами в 1,5 - 2 м. Сам памятник представляет собой пятикупольную постройку, сложенную методом комбинированной кладки- пахсы и дикого камня. Он состоит из 18 помещений соединенных друг с другом проходами. Нижний этаж соединен с верхним с северной стороны пахсовой лестницей. Нижний этаж соединён с верхним с северной стороны пахсовой лестницей.

В основу планировки корихоны положена крестообразная форма. Поэтому на плане общая площадь Корихоны выглядит в форме двойного креста. Также имеется одно помещение крестообразной формы с могилой ишана. Почти во всех помещениях встречаются стрельчатые ниши размерами от 45 до 60 см. Есть и квадратные, но их меньше. Окна отсутствуют, но имеется 4 входа. Один с южной стороны, два с восточной и один с северной. После того, как храм был заброшен, площадка была выровнена и на ней в более позднее время (11 век) был построен замок с боевой башней-донжоном, и прилегающим к нему внутренним двориком.

Таковы в общих чертах наши соображения по архитектуре Корихоны. То, что это культовое сооружение, а не жилое, у нас не вызывает сомнений. Хотя памятник очень интересен и, как отмечает М.Е. Массон, требует специального изучения, он характерен для построек Средней Азии. Во-первых, строительный материал - пахса (глина) и камень. Он широко применялся в постройках как бытового, так и культового назначения. Метод комбинированной кладки свидетельствовал об общественной значимости этого сооружения. Оно было поднято на искусственной платформе и ,по-видимому, обнесено глинобитными стенами. Сооружение наклонено к берегу сая под углом в 450, имеет мощные стены толщиной до 2-х метров, окна отсутствуют, что характерно также для культовых построек Средней Азии. 18 подземных помещений, расположенных в два этажа , со сводчатыми галереями и дверными проемами, наличие большого количества ниш прямоугольной и арочной формы, расположенных буквально в каждом помещении, многокупольное сооружение. Все эти признаки позволяют однозначно отнести памятник к культовой постройке. Что касается купольных сооружений Средней Азии, то они известны здесь с глубокой древности и применялись именно в культовых сооружениях. Постройки такого рода есть на памятнике Ак-Тепа (Юнус-Абадский район Ташкента), где одно помещение явно имело культовое назначение, замок в Хорезме под номером 36, Кафьер-кала и др. Кроме того, памятники такого рода не являются харакерными только для нашего региона. Аналогии им есть в Иране, Азербайджане, Индии.

Исходя из вышесказанного, мы можем однозначно определить Корхону, как храмовое сооружение, причем очень древнее. По всей видимости это зороастрийский храм, но с некоторыми местными традициями и особенностями. Зороастризм как религия возник в Средней Азии с глубокой древности. Эта религия была распространена в древних государствах Средней Азии - Хорезме, Шаш-Илаке, Магрилане, Согдиане, а в Согде она даже была признана государственной религией, пока в 8 в. здесь не распространился ислам.



Центральное помещение Корихоны квадратной формы, с высоким куполом и отходящими от него коридорами и галереей служило местом отправления именно зороастрийского культа.

Особенно интересно помещение №2, расположенное с восточной стороны. Оно имеет прямоугольную форму, вход с восточной стороны. В задней стене есть глубокая ниша арочной формы, со следами мощеного пронала(?). На расстоянии80 см. от нее, вверх по стене расположена вторая ниша, также арочной формы высотой в 120 см и длинной не менее 2-х метров, но без следов огня. В потолке этой ниши имеется квадратное отверстие 70-80см, заложенное крупноформатными пахсовыми кирпичами. Помещение имеет ещё один алтарь в южной стороне. На стенах этого помещения имеются также небольшие ниши, но прямоугольной формы. На востоке они означают символ смерти. Помещение имеет два боковых входа, ведущих в соседние два помещения. В настоящее время они заложены глиной.

Мы предполагаем, что помещение №2 выполняло функцию “Ката” - места для очистки трупов от костей при помощи подогретого воздуха. В нише разводили огонь, покойника укладывали в глубокую нишу, на лежанку. Отверстие в потолке лежанки закрывали, а помещение наполнялось дымом, воздух нагревался. По истечении некоторого времени усопшего доставляли в боковое помещение, где мясо отделяли от костей. Люди обслуживающие “кат” считались нечистыми и должны были жить изолированно от других людей.

Недалеко от Корихоны есть кельи, рассчитанные на 1-2-х человек. Изолированность этого помещения, уединенность самой Корихоны в глухомместе также свидетельствует в пользу этого. Не случайно о Корхоне до открытия ее М.Е. Массоном ничего не знали, а старики отделывались молчанием. Люди до сих пор бояться этого места. “Каты” не являются такой уж большой редкостью на нашей территории Функцию “ката” выполняло Кафир-кала, расположенная в Шишкинтой в Самаркандской области. Про обычай отделения мяса от костей при помощи подогретого воздуха у зороастрийцев, отмечали в своих трудах Б.Я. Ставинский, В.А. Нильсон, Д.И. Иностранцев и другие ученые, не считая его уже такой редкостью. Покойников по видимому хоронили тут же. Прямо за Корхоной находится огромное кладбище, а через дорогу - другое.

Крупнейший исследователь Хорезма С.П. Толстов считал, что дахмы (места усопших) и каты (места очистки трупов) были широко распространены в Средней Азии до распространения здесь ислама., т.е. 8 века н.э.

Он пишет : “Дахмы или каты связаны с довольно сложным погребальным обрядом среднеазиатского моздеизма, синкретичной религии, где основы зороастризма тесно переплелись с местными языческими и прочими культами”. Б.Я.Ставинский также считает, что погребальный обряд Согда 7-8 в.в. н.э. предстает как моздеисткий, отличающийся от классического зороастризма с большим сохранением языческих элементов, основанных на местных древних культах.

И последнее. Нижнее помещение Корхоны было обжито в середине 19 в. ишаном Ишмухаммадом из рода Накшбандия. В нижнем этаже им была устроена мусульманская мечеть. В крестообразном помещении находится до сих пор сагана святого, куда в настоящее время люди приходят и приезжают на зиарат. До сих пор в Алмалыке живут и здравствуют внуки и правнуки ишана.

С 1992 по 1996г на Корихоне велись археологические работы в которых принимали участие студенты нашего бывшего горного университета (теперь колледж), школьники города Алмалыка из школ № 2, 11, 16, 17, 19, 21. Большую помощь оказывал золотодобывающий рудник Каульды, который на протяжении многих лет был спонсором этих работ. В последний год финансировала экспедицию организация ЮНЕСКО. Пользуясь случаем хочется выразить им всем огромную благодарность в помощи по изучению родного края.

О.М. Ростовцев, В.В. Шаповалова.